Как развить у ребенка музыкальный слух?
Не стоит впадать в уныние из-за отсутствия в вашем генеалогическом древе гениальных родственников. Вырастить ростки одаренности у своего ребенка можно, прежде всего, развивая свои собственные способности, вовремя заметив в ребёнке эти задатки.
В качестве основного условия успешного формирования способностей ребенка можно выделить раннее начало развития этих самых способностей. Ранние занятия по плаванию, гимнастике, раннее хождение и ползание стимулируют раннее физическое развитие. Раннее обучение чтению, счету, раннее знакомство и работа с инструментами и материалами тоже дают толчки к развитию самых разных способностей. Но когда же именно начинать развивать творческие способности? Интересно, что ни у кого не возникает вопроса, когда ребенка начинать учить говорить. Никто не задумывается, пора или не пора с ним разговаривать. С ним просто говорят со дня его рождения, когда он этого еще не воспринимает, но в результате, через определенное время, ребенок начинает говорить. А для этого заранее были обеспечены условия, непрерывно стимулирующие соответствующие отделы головного мозга.
Известно, что способности развиваются успешнее, если ребёнку эта деятельность интересна. Как можно раньше надо предоставлять ребенку большую свободу в выборе деятельности, способов работы, в чередовании дел и т.д.
Маленький человечек сам должен определить чем ему заниматься и когда, родители же должны предоставить самую широкую информацию о возможных видах творческой деятельности.
И ещё один неотъемлемый компонент успешного развития способностей – повышенная мотивация. Она обеспечивает более интенсивную, активную и самоорганизующуюся деятельность ребёнка, направленную на достижения результата, поставленного им же самим. И наоборот, неправильное обращение с мотивацией, например, излишнее принуждение, может погасить спонтанную активность ребёнка.
Опыт наблюдения за семьями особо одарённых детей позволяет сделать вывод, что для развития одарённого ребёнка значение СЕМЬИ всегда остаётся решающим.
Поддержка семьи – это принятие творчества ребёнка; это помощь в реализации его творческого продукта; это создание если не материальных, то обязательно моральных, психологических условий. Семья должна уметь видеть проявления интересов ребенка, знать его особенности и способности.
Родители
должны знать, что развитие детской одаренности зависит от следующих факторов:
- реакция окружающих на творчество ребенка
- материально-информационные условия
- вид обучения
Вот лишь некоторые правила по проведению занятий с маленькими детьми:
- описывайте свои чувства, называйте конкретные факты или детали, которые понравились
- выражайте удивление и восхищение всем, что дети делают и говорят
- если вас что-то раздражает, то постарайтесь изменить правила ведения занятий, а не личность ребенка
- в каждом занятии находите что-то позитивное и называйте эти достижения вслух
Чтобы развивать творческие способности в процессе обучения и пробуждать интерес к музыкальным знаниям педагог (родитель) должен быть органичным и преподносить здания творчески. Необходимо требовательно и целенаправленно находить и варьировать учебный материал, подбирать репертуар, учитывая возрастные и психофизиологические, индивидуальные особенности ребёнка, заботясь о его здоровье и психологическом комфорте во время занятий вокалом.
Естественное стремление каждого родителя сделать своего ребенка успешным достигается, прежде всего, глубоким знанием его интересов, проблем и желаний. Родители должны постараться сделать жизнь ребенка насыщенной, интересной, занятия — оживленными, яркими, находить повод к одобрению и поощрению его стремлений к музыкальным знаниям. Зачастую оживление педагога, несомненно, переходит к его ученику, и ученик, в свою очередь, старается найти в себе силы для получения дальнейших знаний.
(0-18 месяцев)
Младенец беззащитен и, лишенный родительской заботы, погибнет за считанные часы. Но он дает о себе знать улыбкой, гулением, а если не помогает, громким плачем. Ваше прикосновение скажет ребенку, что все в порядке, но еще больше может сказать ему ваш голос. Звуки человеческой речи являются для младенцев совершенно особенными звуками, своеобразной симфонией звуков, поэтических и музыкальных способность. Для пения колыбельной совсем не обязательно обладать хорошим вокальными данными, важно любить своего ребёнка, а текст песни можно просто проговаривать, соблюдая ритмический рисунок.
Баю-баю, ба-юш-ки, при-бе-жа-ли за-юш-ки.Зай-ки се-ли на кро-вать, ста-ли Ка-тю у-сып-ля- ть.
Лю-ли-лю-ли,лю-лю-шки, при-ле-те-ли гу-люш-ки,
Ста-ли гу-ли вор-ко-вать, ста-ла Ка-тя за-сы-пать.
Помимо колыбельных песен, в русском фольклоре есть еще и так называемые «потягунюшки», которые нежно приговаривают детям после пробуждения.
(1,5-3 года)
В этом возрасте ребенок жадно и активно познает окружающий мир; в игре, создавая воображаемые ситуации, ребенок совместно со сверстниками осваивает культуру общества, в котором он рожден, систему отношений между людьми. В результате у ребёнка возникает желание включится в реальную совместную со взрослыми деятельность, выйти из роли маленького.
Способность ребёнка понимать речь всегда значительно опережает способность говорить. Поэтому сейчас для него важны не только ваши интонации, но и ваши слова. В этом возрасте вы можете не только усложнить свой песенный репертуар, но и включить вашего малыша в совместное исполнение песен вместе с вами или с другими детьми, например, устраивая хороводы.
Обычно детям это очень нравится.
***
Ах ты, радуга-дуга,
И туга, и высока!
Не давай нам дождичка,
Подавай нам ведрышко.
Чтоб ребятам погулять,
Чтоб телятам поскакать,
Нужно солнышко-колоколнышко!
***
Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка.
Дам и хлеба каравай —
Сколько хочешь поливай.
Развитие слуха и навыков слушателя очень стимулирует слушание музыки, как в чистом виде, так и в сочетании со словами. Поэтому чаще водите своего ребёнка в музыкальные театры, концерты, на утренники. Читайте побольше стихов и учите их наизусть. Просматривайте книги, сочиняйте вместе истории про людей, изображённых на иллюстрациях и др. Это разовьет фантазию и раскроет творческий потенциал малыша.
Проявите фантазию в предоставлении информации для вашего ребенка. Ведь никто лучше вас не сможет понять и прочувствовать в чем нуждается ваш малыш. В своем желании помочь руководствуйтесь исключительно из потребностей и способностей ребенка, а не собственных амбиций и нереализованных мечтании юности.
(3—6 лет)
На этой стадии развития, как ни на какой другой, ребенок готов быстро и жадно учиться. «Он может и хочет совместно действовать, объединяться с другими детьми для целей конструирования и планирования, и он же стремится извлекать пользу от общения со своим учителем и готов превзойти любой идеальный прототип», — отмечал Э. Эриксон.
Обучая ребенка, очень важно сохранить его высокую самооценку, важно подчеркнуть, что вы уважаете его личность и стремление к росту, укрепить его уверенность в том, что он «хороший», «любимый», «успешный».
В этом вам помогут следующие фразы:
«Мне интересно твое мнение», «Ты нравишься мне таким, какой есть», «Я понимаю, что тебе хочется иметь эту игрушку, но я не могу ее купить, потому что...», «Я помогу тебе, но не стану делать это за тебя» и др.
Прослушивание сказок, детских песен и просмотр музыкальных мультфильмов, конечно, очень важны и интересны для ребенка, но, кроме этого, его постепенно уже можно приучать и к миру классической музыки. Кстати, если ребенку не говорить, что слушать классическую музыку скучно и неинтересно, то он вряд ли сам так подумает. Существует огромный пласт классической музыки, которая написана специально для детей. Первое, что можно преподнести вашему ребенку, это «Детский альбом» П. И. Чайковского. Он хорошо подойдёт для начала музыкального образования.
Детям также понравится музыка из балета Чайковского «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», музыкальный цикл «Времена года». Чуть позже обратите внимание на «Картинки с выставки» Мусоргского, «Детский альбом» Дебюсси, вальс Штрауса, «Юношеский альбом» и «Детские сцены» Шуберта, «Карнавал животных» Сен-Санса и другие произведения. А лучше всего всей семьёй сходить на живой концерт в филармонию. Всё это разовьёт музыкальное восприятие вашего ребёнка.
(7-12 лет)
Задача родителей в этот период обеспечивать ребёнка тем обучением, которое необходимо для развития его способностей и воплощения его замыслов в реальность.
Учиться интересно, но трудно. Поэтому не забывайте поддерживать ребенка, например, такими словами:
- «Я рад (а), что ты учишься»;
- «Ты сам (а) можешь определить, что тебе нужно и как этого достичь»;
- «Ты можешь попросить о помощи, вместо того чтобы страдать. Я помогу тебе, но делать ты все будешь сам (а)»;
- «Не ошибается тот, кто ничего не делает»;
- «Ты можешь попробовать сделать это по-своему»;
- «Ты можешь учиться на своих ошибках»;
- «Мне нравится расти вместе с тобой».
В этом возрасте (может, и раньше), если у ребёнка наблюдается активный интерес к музыке, его, конечно, нужно устроить в музыкальную школу. Очень важно наблюдать, нравится ли ребёнку заниматься музыкой в конкретной школе с конкретным педагогом, в какой форме проходят занятия и др. Если же происходит отторжение, неприязнь к занятиям, то родителям стоит серьёзно задуматься. Возможно, стоит поискать другие варианты музыкального образования, потому что негатив к процессу обучения может перерасти в негативное восприятие самой музыки. И тогда уже будет очень тяжело (или даже невозможно) восстановить отношения с музыкой.
Важно как можно раньше открыть для ребёнка музыкальное пространство, дать ему широкий спектр музыкальной информации. И тогда он сможет в полной мере проявить свой творческий потенциал. И радовать вас своими достижениями.
ЛИТЕРАТУРА
- Доровской А.И. 100 советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям. – М., Российское педагогическое агентство, 1997.
- Ибука М. После трех уже поздно. – М.: Альпина нон-фикшн, 2017.
- Михайлова М. А. Развитие. музыкальных способностей детей. – Ярославль, 1997.
- Первушина Е. Как выявить и развить способности вашего ребёнка. – М., Центрполиграф, 2005.
- Пономарёв В. Д. Педагогика игры. /КемГУКИ – Кемерово, Кузбассвузиздат, 2004.